Помощь
SiteHeart
 067-575-02-56
 063-111-28-28
 900672
 800642
 CarSound.Shop.S1
 CarSound.Shop.S3
 
Русский   Украинский  
Канал YouTube Мастерской автозвука
Твиттер Мастерской автозвука
RSS Мастерской автозвука
Мастерская автозвука на Google+
Блог про автозвук
Наши магазины
Каталог
Уцененный товар
Подбор магнитолПодобрать магнитолу
Подбор акустикиПодобрать акустику
Подбор магнитолЛист магнитол
Новинки
Усилитель Icon AMP-D100Усилитель Icon AMP-D100
1 300 грн
Сабвуфер активный Icon 12" Active SubСабвуфер активный Icon 12" Active Sub
2 990 грн
Сабвуфер активный Icon 10" Active SubСабвуфер активный Icon 10" Active Sub
2 600 грн
Акустическая система Icon RM6Акустическая система Icon RM6
3 900 грн
Акустическая система Icon R6UАкустическая система Icon R6U
2 860 грн
Акустическая система Icon R6Акустическая система Icon R6
2 210 грн
Акустическая система Icon C6Акустическая система Icon C6
2 574 грн
Акустическая система Icon C5Акустическая система Icon C5
1 950 грн
Комплект шумоизоляции Safety & Silence DoorКомплект шумоизоляции Safety & Silence Door
249 грн
Шумоизоляция Safety & Silence Х80Шумоизоляция Safety & Silence Х80
15 грн
Обзоры товаров
Добавлено: 19.09.2014
Обзор 2-х динового DVD ресивера Alpine IVE-W585BT
Компания Alpine не является исключением в плане внедрения инновационных технологий...
Добавлено: 19.08.2014
Обзор медиаресивера Alpine UTE-80B
Компания Alpine считает своим долгом делать устройства высоконадежные. Причем,...
Добавлено: 07.08.2014
Зачем нужен сабвуфер в машине?
Вы когда-нибудь были на соревнованиях по формейшену? Для тех, кто не в курсе, это...
Добавлено: 08.07.2014
Обзор линейки акустики Aviator Coaxial
Существует два основных вида автомобильных акустических систем: коаксиальная...
Добавлено: 14.05.2014
Обзор радар-детектора Autofun ARD-1301
С каждым годом на дорогах появляется все больше автомобилей и, складывается впечатление,...
Теория и практика / Статьи / Зачем нужен сабвуфер в машине?

Вы когда-нибудь были на соревнованиях по формейшену? Для тех, кто не в курсе, это командные соревновании по танцам. Т.е на танцевальной площадке танцоров больше чем два. А когда несколько танцоров синхронно выполняют различные Па, это смотрится эффектнее, мощнее, красивее и буквально гораздо шире по сравнению с одним танцующим. Но за этой красотой стоит нелёгкий труд преподавателя. Профессионального танцора с огромным запасом танцевальных движений, заставить двигаться красиво несложно, достаточно попросить повторить красивые движения. А теперь попробуйте попросить двух не танцоров (для наглядности) просто поднять руки вверх, они подымут их на разную высоту. Неточно поднятая хоть одна рука из 10 танцоров портит всю композицию танца. Гораздо сложнее заставить двигаться синхронно несколько людей и чем их больше, тем сложнее. Но здесь овчинка выделки СТÓИТ. Количественная синхронность смотрится мощно. Если один человек вдруг начнёт танцевать на улице, он будет выглядеть глупо, а если его поддержат ещё 100 человек, то получится захватывающий флешмоб. Так вот, к чему это я? Оказывается, с воспроизведением звука есть некая схожесть. Один широкополосно танцующий динамик не надо стыковать фильтрами по частотам и по фазе с другими танцующими динамиками. Если бы один широкополосник отыгрывал весь нами слышимый частотный диапазон от 20 до 20000 Гц, то мы были бы в шоколаде: экономия на кроссоверах, количестве компонентов, согласовании их и установке. Но в реальности выходит, что максимально широкая АЧХ 80-8000Гц по уровню +-3 дБ у динамика диаметром 165 мм или 130 мм с диапазоном сдвинутым чуть выше. В звуке с одним динамиком выходит ситуация более критична, чем с одним танцором. Проще добавить специально обученные динамики и заставить петь их вместе, чем слушать музыку со спадом на краях АЧХ.

 

 

Эффект такой недоразвитой АЧХ хорошо демонстрирует хит 2005 года «Одержимая тобой” от Мадонны.
Прослушайте, пожалуйста, этот хит три раза, чтобы ещё и прочувствовать описанное выше.
Первый раз надо прослушать на динамиках широкополосных (для наглядности), желательно встроенных в монитор или на маленьких компьютерных и обратить внимание на качество звука до 33 секунды и после. Разница будет невелика или вообще не заметна.
Второй раз нужно включить эту композицию на Hi-Fi системе состоящей из двух/трёхполоски с сабвуфером, автомобильная или домашняя – неважно. Теперь после 33 секунды, как и предполагалось аранжировщиками, мы должны почувствовать мурашки на коже.
Последний раз слушаем только до 33 секунды на хай-фае, пытаясь компенсировать бас и высокие эквалайзером. Нравится? Конечно нет! Вот поэтому на помощь мидбасу приходит сверху частотного диапазона твитер, а снизу сабвуфер. Значит, сабвуфер для комфортного прослушивания музыки необходим, так же как и твитеры.
90% водителей, у которых аудиосистема без сабвуфера, накручивают на магнитоле бас и высокие, да и LOUD на всю, чего уже там мелочиться. После прочитанного и прослушанного думаю понятно, зачем они это делают: для того, чтобы восполнить утраченное и недостающее. Ведь зачем загромождать багажник здоровым ящиком, лучше я LOUD включу. Если не забывать выключать на больших уровнях громкости эту функцию то она работает верно, корректируя звук под наш слух. Дело в том, что чувствительность слуха человека к частотам непостоянна. Чем ниже частота, тем хуже мы её слышим. Например для того чтобы слышать частоты 100 гц и 30 гц, на одинаковом уровне, нужно чтобы последняя звучала на 20 дБ громче. Ещё наш слух умеет маскировать более тихие звуки. К примеру, если на железнодорожном переезде вы встретили друга и общаетесь с ним на уровне 60 Дб, то проезжающий рядом поезд в 100 Дб замаскирует беседу полностью. Включая Loud, который тонкомпенсирует НЧ (20 - 100 Гц), и ВЧ (10 - 20 КГц) на 10 дб, и накручивая эквалайзер(EQ) ещё + 10 Дб, мы поднимаем плохо слышимые частоты аж на 20 Дб. Так почему же вместо турецкого барабана мы слышим кое-что другое, не очень приятное на слух? Что же происходит с электромагнитным громкоговорителем (ГГ) с тонкомпенсироваными низами и верхами?
Если сравнить колебания купола твитера, почти незаметные на глаз, с колебанием диффузора мидбаса, то несложно догадаться, что с понижением звуковой частоты колебания увеличиваются. При 20 Вт на частоте 300 Гц смещение диффузора будет около 0,1 мм, а на 30 Гц при той же мощности будет 9 мм. И это только в одну сторону.

 

 

В описании некоторых динамиков, (в основном сабвуферных) указывают значение Xmax. У стандартного шести дюймового ГГ Xmax около 5 мм, у сабвуферного в среднем 15 мм. О чём же говорят эти миллиметры? Это максимально ЛИНЕЙНЫЙ ход звуковой катушки (ЗК) в магнитном поле. А так как ЗК надёжно крепится к диффузору ГГ, то под этим значением принято понимать макс.ход диффузора. Т.е. это границы контроля ЗК. Диффузор шестидюймовых может сдвинуться линейно (без искажения) вперёд до 5 мм и назад до 5 мм. Дальше его движение, когда ЗК выходит за пределы параметра Xmax будет неуправляемо и нелинейно, что приведёт к хрипу динамика. Если продолжать увеличивать ход диффузора эквалайзером или регулятором громкости, то мы доводим динамик до механического клипинга. Эта когда улететь диффузору не даёт лишь подвес с центрирующей шайбой (ЦШ). В момент удержания диффузора в крайне растянутом положении подвеса и ЦШ (как фиксация штанги штангистом) обрезается верхушка динамического диапазона, как и при клипинге усилителя. Из этого следует, что 6`мидбасу, как и штангисту, не хватит сил толкнуть больше своих сил. Но можно позвать на помощь второго штангиста, тогда их общий знаменатель КПД удвоиться. Т.е. двум параллельно или последовательно подключенным динамикам нужно будет колебаться в два раза меньше, чем одному, для создания одинакового звукового давления. Или можно сказать по другому, с двумя НЧ головками можно получить в два раза больше неискаженной мощности, чем с одним. К размножению сабов в задней полке или багажнике мы вернёмся чуть позже. Подводя итоги выше сказанному, заявляю: при почти максимальной, пока ещё неискаженной мощности, на любой магнитоле подключенной к четырём динамикам (неважно, через усилитель или нет), включая LOUD с EQ, вы добавляете не басы, а хрип, неужели вы этого не слышите?
Хорошие качественные записи легендарных рокеров, а особенно современное направление танцевальной музыка требует много низких частот. Без специализированного длинноходного динамика качественный, чистый, резкий, ударный и глубокий бас не получится воспроизвести.
Приятным сюрпризом для Loudеров является передаточная функция салона (смотреть рис.2). Почему почти во всей домашней акустике есть порт фазоинверта? Для того чтобы НЧ играли не до резонансной частоты динамика, а до настройки фазика, т.е. чтоб бас был глубже (рис.1). У большинства динамиков диаметром 165 мм после 80 Гц начинается спад AЧХ 12 дБ/ост в закрытом корпусе (ЗК). Длина волны на этой частоте 4,25 метра. По счастливому совпадению длина обычного седана (от лобового до заднего стекла) равна как раз половине этой звуковой волны. Т.е начинается компрессия, когда звуковая волна складывается пополам, АЧХ в салоне автомобиля начинает расти вверх 12 дБ/ост, тем самым продлевая нижний частотный диапазон, вплоть до механического клипинга диффузора. Поэтому почти все автомобильные усилители и многие головные устройства (ГУ) снабжают HPF, предохраняющим мидбасы от чрезмерного колебания.
Вывод: динамик диаметром 165мм или 130 мм, пытаясь воспроизвести приукрашенные салоном и эквалайзером сабвуферные частоты, теряет и смазывает чистоту звука на среднем, основном, самом широком и информационном диапазоне. Устанавливая сабвуфер, вы разгружаете дверные динамики, продлевая и улучшая весь слышимый частотный диапазон (ЧД). При наличии в салоне НЧ динамик страшную функцию LOUD сразу хочется выключить.
Итак, вы решили прокачать свою тачку сабом. Какой выбрать? Хочется, чтобы он был маленький и занимал поменьше места в машине и в туже минуту громкий и качественный?

 

Рис.1                                                                                                         Рис.2

 

Рассмотрим варианты существующих в продаже сабвуферов:

 

 

Один из экономящих место в салоне сабвуфер, free аir - это НЧ ГГ в бесконечном экране, который не влияет на параметры Тиля- смолла, без акустического оформления (корпуса), то есть врезанный в заднюю полку. Любой сабвуфер нельзя ставить в такое оформление, т. к. передаточная функция салона, работающая как раз на всём сабвуферном диапазоне частот, будет плавно поднимать АЧХ в салоне до самых 20 Гц. Когда частоты 60-100 Гц сильно завалены по отношению к 20 Гц, на слух такая работа саба воспринимается очень неприятно. Самой главной проблемой для фриэрной головки является её установка. Необходима ровная толстая и жёсткая полка. Такие только на Вазах делают. Колебания диффузора в свободном поле желательно тормозить снизу сабсоником. К тому же отдача на ударном басе (80 Гц) у открытых сабов всё равно меньше будет, чем у следующего экономного оформления.

 

 

Закрытый корпус (ЗК) – герметичное акустическое оформление, которое уже влияет на параметры Тиля- смолла динамика. АЧХ сабвуфера в ЗК самое аудиофильское. Правильно стыкованный сабвуфер не привлекает к себе внимания, а аккуратно подхватывает линейный предел колебаний диффузора мидбаса. Готовые сабвуферы в ЗК обычно заметно меньше по размерам следующих оформлений. Имея наклон задней стенки корпуса при установке к спинке заднего сиденья в багажнике, плотно прилегает. Также ЗК иногда устанавливают лицом в открывающийся задний подлокотник. А ещё компактнее отдельно изготовленный ЗК можно спрятать в крыло багажника.
Так же для установки в крыло можно изготовить и следующее акустическое оформление для НЧ головок - фазоинверторное (ФИ). Это акустическое оформление, инвертирующее фазу тыльной стороны диффузора НЧ ГГ через трубу или щель в корпусе. Готовые уже корпуса обычно тоже устанавливаются к спинке заднего сиденья. Очень интересны своей универсальностью и легким превращением из ЗК в ФИ Алпайновские модели в двух размерах  - Alpine SBE-1044BR / Alpine SBE-1244BR.

 


Дорогие друзья, если вы так любите приукрашать бас всякими лоудами и басбустами, то вам совет: делайте это лучше бесплатно и без искажений, не затрачивая дополнительной мощности и энергии, открывая просто порт фазоинвертора. Вкусный, сорокогерцовый и качественным бас ФИ звучит намного приятней любого эквалайзера. Качественного звука надо добиваться естественным путём, как можно меньше применяя цифровые улучшайзеры и преобразователи.

Следующее и последнее из встречающихся в продаже акустическое оформление сочетающее в себе два корпуса в одном ЗК+ФИ с врезанным НЧ ГГ в перегородку между двумя камерами, называется - полосовой корпус или бандпас (БП), самый сложный в изготовлении и настройке для производителя. Редко пользуется спросом из-за своих удвоенных размеров. А зря, т.к. звуковое давление такое оформление даёт больше всех, выше описанных, и причём, так сказать, бесплатно, на одинаково подведенной мощности. Называется он так, потому что через трубу или щель выходит узкая полоса частотного диапазона, но с повышенным КПД. Если вы не уверены, хватит ли вам фазоинверторного басбуста, берите БП – это самое громкое акустическое оформление. А по компактности двух камерного коробка Алпайн сделал наверное рекорд в Car Audio с моделью Alpine SBG-1244BP.

 

 

Если в любой из перечисленных видов коробков спрятать усилитель мощности, то сабвуфер станет активным. На классический вопрос “какой лучше сабвуфер, активный или пассивный” я отвечу примером. Где вы предпочитаете питаться или какая пища вкуснее? В столовой, дома ( где вы готовите сами из продуктов купленных на базаре) или ваша пища только с собственного огорода? Если вам ближе последний вариант, тогда вам дорога к проэктировщикам рупорных лабиринтов для сабов. Говоря проще, покупая активный сабвуфер, вам не надо ломать голову с вопросом, какой ещё подобрать усилитель к пассивному и куда его установить. Что для другого, наоборот, лучше подобрать отдельно более мощный усилитель и, сэкономив место, спрятать его в салоне отдельно от сабвуфера. Т. е. каждому своё. Я, например, считаю, что два сабвуфера всегда лучше чем один, а четыре соответсвенно лучше чем два, но, к сожалению, багажник не резиновый, поэтому два сабвуфера, это золотая середина, ещё не сильно громоздко и безвкусно смотрится, а КПД, скорость и чистота НЧ приятнее. Легко могу доказать, почему я так считаю. Для этого вам нужно провести не большой опыт на своей квадромагнитоле, используя регулировку FAD в меню настроек аудио. Переведите звук только на передние или на задние колонки, а потом верните назад по центру. При более или менее качественной квадросистеме по центру будет громче, басовитее и объёмнее звучать, не правда ли? Значит, делаем выводы. Но для большего запаса параметра Xmax нужно и мощность увеличивать, конечно. Поэтому сабвуферные усилительные моноблоки всегда гораздо мощнее широкополосных четырёхканальников. Сабвуферы очень прожорливые на ватты, им всегда мало. Для 200-ваттного низкочастотника желательно в полтора, а то и в два раза мощнее усилитель для оптимальной прокачки его без искажений. А миф по поводу того, что сабвуфер устанавливают только для того, чтобы под подъездом на весь микрорайон гремело (кстати, вместе с гос. номером), легко развею. Всё дело в настройке сабвуфера на усилителе или магнитоле, кто как хочет, тот так и накручивает. 90% водителей же включают LOUD. Правильно настроенные НЧ динамик должен играть так, чтобы его не было слышно, т.е. слышны должны быть только низкие частоты, которые уже не способен чисто воспроизводить дверной мидбас. Вы не должны слышать отдельно три полосы частот привязанные к твитеру, мидбасу и сабвуферу. Музыка должна быть привязана только к инструментам, находящимся на разном расстоянии друг от друга, как на сцене.
Подведём итоги в выборе сабвуфера. Все акустические оформления хороши, но для разных музыкальных предпочтений. Какой выбрать размер НЧ ГГ, 6,8,10,12,15 или 18 дюймов? Чем больше диффузор, тем громче, ниже, но тем тяжелее подвижка и больше корпус. Более маленький, кроме того, что он меньше он ещё быстрее, резче и разборчивей. Анекдот в тему:
–Что лучше, две дясятки или одна двенашка?
–Две десятки!
–Чем?
–Чем одна двенашка!
Какой всё же корпус брать или делать, ЗК, ФИ или БП? Чем больше акустическое оформление, тем больше КПД в децибелах, а диапазон более узкий в герцах с акцентом на настроенной частоте. Приукрашенные вещи могут выглядеть более нарядно, ярко, привлекательно, экстраординарно, вызывающе, наляписто, а неприукрашенные вещи выглядят серо, монотонно, обыденно, строго, стильно, солидно и стройнят фигуру.

 

 

Не столь важно, удовлетворит ли ваши вкусовые качества сегодняшний герой дня (его всегда можно подкорректировать настройками), главное чтобы низкие частоты были не искажены. Чистого и линейного вам баса в уши, товарищи! УРА!

Назад
Корзина покупателя

Производители
Архив товаров
Обновлено: 28.06.2017 16:44

Карта сайта